Рецензия на фильм
Обычный бешеный темп выпуска обзоров был прерван на несколько дней, но в данном случае исключительно полезным образом, а именно изобретением эмо-текста и сопутствующим этому делу программированием. Надеюсь, сие нововведение найдет отклик у вас, по крайней мере, я на это очень рассчитываю.
Каюсь, из-за этого, я до сих пор откладываю обзор недавно просмотренных «12-ти обезьянок», культ-массовое мероприятие по ознакомлению с плановым блокбастером Лукаса «Атака клонов», а так же очень рекомендованный друзьями к просмотру фильм «The Delivery», близкий духом (опять же только по отзывам) к моему любимому «Human Traffic».
Ну да ладно, речь сейчас пойдет о мистическом триллере на религиозную тему под названием «Стигматы». Этот фильм изначально находится в очень выгодной позиции, потому что многовековая история католической церкви, приправленная духом инквизиции, страшна сама по себе. Так как католики, православные, протестанты все равно все христиане, любой нажим в этой области продирает дрожью любого, хоть чуть-чуть верующего. А тут еще религиозный, так еще и ужастик, и непосредственно на тему кары конкретного человека, не объяснимой никаким другим образом, кроме как небесной силы. Полтора часа боязни обеспечены.
* * *
О чем же, собственно, речь? Итак, в далекой бразильской деревушке умирает священник. И даже не это привлекает служителя римской католической церкви, да еще и ученого, Эндрю Кирнана (Гэбриел Бирн). Его начальство в Ватикане специально отправляет Отца, специализирующегося на расследовании религиозных мошенничеств и подставок, узнать, почему статуя, стоящая в церкви, где служил умерший священник начала обливаться кровавыми слезами. Эндрю обследует статую, делает пару десятков фотографий и в своем отчете говорит, что как ни странно, это не подделка. А если так, то Отцу очень хочется назад, ведь там явно творится ЧУДО.
Но кардинал Дэниел Хаусман (Джонатан Прайс) с первого же взгляда кажется очень подозрительным, поэтому он запрещает Кирнану ехать в Бразилию и отправляет того отдыхать, предаваясь чтением литературы в библиотеке. Кроме того, он сразу же заминает дело со статуей, чем накликает на себя волны подозрений.
В общем, так бы ученый священник и остался бы мимо этой истории, кабы мальчишка в той самой деревне не умудрился стащить прямо с покойника ожерелье-четки, а затем сбагрить его заезжей туристке (у них там в каждой захудалой деревушке есть с десяток американских туристов). Туристка, не будь дурой, ожерелье быстро переправила из страны посылкой дочке. Как оказалось, дочка об этом потом сильно пожалела.
Дело в том, что после того, как камера перестала показывать четки и наехала на дочку по имени Фрэнки Пейдж (Патрисия Аркьет), ее в буквальном смысле пригвоздила к полу неведомая сила. Под психоделические звуки, нечто схватило руки девушки, повалило на пол и пробило в запястьях страшные дыры, лишь на пол сантиметра не задев вены и отправило в глубокий ступор медиков, потом ее откачивавших.
Доктора попытались по научному объяснить самопоявляющиеся раны, обозвав Фрэнки эпилептичкой. Но по религиозному это явление называется стигматами физические раны, появившиеся в результате глубоких моральных переживаний, и поэтому здесь-то нашлась работа для Эндрю Кирнана. Святой Отец приезжает в Америку, находит Фрэнки и спрашивает ее, чего это с ней случилось и какой конфессии она придерживается. На что та ошарашивает Отца заявлением о своем убежденном атеизме. Эндрю глубокомысленно кивает, делает пометку в блокноте, закрывает его и собирается назад. Мол, не мой административный округ.
Но нечто все же продолжает мучить Фрэнки. Мало того, она периодически начинает говорить на жуть как древнем языке и писать на чем попало доисторические буквы. Само собой Кирнан не может вот просто так взять и бросить необъяснимое, иначе, собственно, все бы закончилось очень плохо.
* * *
Чего не хватает фильму, так это добротной атмосферы. Пугательные сцены сняты старательно, но как-то
плоско. Если первое нападение потусторонней силы еще пугает, то следующие действуют по убывающей, потому что ничем от первого не отличаются. Мелькает свет, бежит нарезка из кадров, кровь там, удары и страшные крики. Как я сказал, первая сцена впечатляет, а последняя воспринимается как мелькающий свет, нарезка кадров, и все такое прочее. Так же не хватает хорошей атмосферной музыки. То, что написали Билли Корган и Майк Гарсон, применено с надлежащим драйвом только в эпизоде где-то ближе к концу (где Фрэнки левитировала). Я очень люблю киношную темовую музыку и слушал саундтрек в отдельности увы, не впечатлило.
Так же, претензии к игре Патрисии Аркьетт, исполняющей роль главной героини. Она, пардон, больше похожа на обитательницу небезызвестного квартала в Амстердаме, чем на работницу салона красоты, обладающую грандиозным вкусом, позволяющим так некисло делать обстановку в комнате. Как бы то ни было, смотрится она какой-то чужой в кадре. Играет очень неровно. В общем, мне не понравилось, за исключением момента, когда она дерется со священником и вообще, «посланник» ей гораздо лучше удался.
Да и Прайс словно восковая фигурка. Может быть, конечно, священникам так и положено, но при столкновении нос к носу с ужасающими явлениями, вид у него такой, будто он сам смотрит этот эпизод по телевизору. Ладно еще, что хоть не прыгает по павильону, размахивая осиновыми кольями, а то бы пришлось пинать и сценариста.
Сценарий в фильме какой-то странный. Особой глубиной не отличающийся, он уводит кино из разряда мыслительных в ранг развлекательных. Такой добротный, пугальный сценарий, с маленькой претензией на потрясение зрителя правдой маткой о том, что не все священники святые. Но все могло пойти и по другому пути. Разногласия в церкви, раскол, провокация подрыва вековых устоев и тому подобное непочатая целина для тонны философии. Но в «Стигматах», до этого не дошло.
Итого, развлекательно-пугательный фильм, неплохо, но скучновато снятый. Постоянные операторские повторения мотивов с падающими каплями к середине начинают сильно утомлять. Фишки с неожиданной сменой плана и громкими звуками, наводят на мысль, что пугать-то больше и нечем, а финал вообще заставляет расслабиться и воспринимать все очень не серьезно. Смотреть надо ночью или в кинотеатре, чтобы атмосфера боязни могла достигнуть критической массы. Впечатлительных скорее всего проймет, религиозных тоже. Но следа в виде боязни собственного тостера от фильма не остается. Совсем.
Коротко: Пугалка на религиозную тему Оценка: 2+
Написано Дмитрием Литвиненко
14 апреля 2002 года
<anti@fridas.ru>
Смотрите кино.
|
Кадры из фильма
|