Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Брильянты не дам

Стигматы

 / Stigmata

Режиссер: Rupert Wainwright
Сценарий: Tom Lazarus
В ролях: Patricia Arquette, Gabriel Byrne, Jonathan Pryce, Nia Long, Thomas Kopache, Rade Serbedzija

США, 1999 год, 103 мин.

— Церковь считает это божественным даром


Рецензия на фильм

Обычный бешеный темп выпуска обзоров был прерван на несколько дней, но в данном случае исключительно полезным образом, а именно — изобретением эмо-текста и сопутствующим этому делу программированием. Надеюсь, сие нововведение найдет отклик у вас, по крайней мере, я на это очень рассчитываю.

Каюсь, из-за этого, я до сих пор откладываю обзор недавно просмотренных «12-ти обезьянок», культ-массовое мероприятие по ознакомлению с плановым блокбастером Лукаса «Атака клонов», а так же очень рекомендованный друзьями к просмотру фильм «The Delivery», близкий духом (опять же только по отзывам) к моему любимому «Human Traffic».

Ну да ладно, речь сейчас пойдет о мистическом триллере на религиозную тему под названием «Стигматы». Этот фильм изначально находится в очень выгодной позиции, потому что многовековая история католической церкви, приправленная духом инквизиции, страшна сама по себе. Так как католики, православные, протестанты — все равно все христиане, любой нажим в этой области продирает дрожью любого, хоть чуть-чуть верующего. А тут еще религиозный, так еще и ужастик, и непосредственно на тему кары конкретного человека, не объяснимой никаким другим образом, кроме как небесной силы. Полтора часа боязни обеспечены.

* * *

О чем же, собственно, речь? Итак, в далекой бразильской деревушке умирает священник. И даже не это привлекает служителя римской католической церкви, да еще и ученого, Эндрю Кирнана (Гэбриел Бирн). Его начальство в Ватикане специально отправляет Отца, специализирующегося на расследовании религиозных мошенничеств и подставок, узнать, почему статуя, стоящая в церкви, где служил умерший священник начала обливаться кровавыми слезами. Эндрю обследует статую, делает пару десятков фотографий и в своем отчете говорит, что как ни странно, это не подделка. А если так, то Отцу очень хочется назад, ведь там явно творится ЧУДО.

Но кардинал Дэниел Хаусман (Джонатан Прайс) с первого же взгляда кажется очень подозрительным, поэтому он запрещает Кирнану ехать в Бразилию и отправляет того отдыхать, предаваясь чтением литературы в библиотеке. Кроме того, он сразу же заминает дело со статуей, чем накликает на себя волны подозрений.

В общем, так бы ученый священник и остался бы мимо этой истории, кабы мальчишка в той самой деревне не умудрился стащить прямо с покойника ожерелье-четки, а затем сбагрить его заезжей туристке (у них там в каждой захудалой деревушке есть с десяток американских туристов). Туристка, не будь дурой, ожерелье быстро переправила из страны посылкой дочке. Как оказалось, дочка об этом потом сильно пожалела.

Дело в том, что после того, как камера перестала показывать четки и наехала на дочку по имени Фрэнки Пейдж (Патрисия Аркьет), ее в буквальном смысле пригвоздила к полу неведомая сила. Под психоделические звуки, нечто схватило руки девушки, повалило на пол и пробило в запястьях страшные дыры, лишь на пол сантиметра не задев вены и отправило в глубокий ступор медиков, потом ее откачивавших.

Доктора попытались по научному объяснить самопоявляющиеся раны, обозвав Фрэнки эпилептичкой. Но по религиозному это явление называется стигматами — физические раны, появившиеся в результате глубоких моральных переживаний, и поэтому здесь-то нашлась работа для Эндрю Кирнана. Святой Отец приезжает в Америку, находит Фрэнки и спрашивает ее, чего это с ней случилось и какой конфессии она придерживается. На что та ошарашивает Отца заявлением о своем убежденном атеизме. Эндрю глубокомысленно кивает, делает пометку в блокноте, закрывает его и собирается назад. Мол, не мой административный округ.

Но нечто все же продолжает мучить Фрэнки. Мало того, она периодически начинает говорить на жуть как древнем языке и писать на чем попало доисторические буквы. Само собой Кирнан не может вот просто так взять и бросить необъяснимое, иначе, собственно, все бы закончилось очень плохо.

* * *

Чего не хватает фильму, так это добротной атмосферы. Пугательные сцены сняты старательно, но как-то… плоско. Если первое нападение потусторонней силы еще пугает, то следующие действуют по убывающей, потому что ничем от первого не отличаются. Мелькает свет, бежит нарезка из кадров, кровь там, удары и страшные крики. Как я сказал, первая сцена впечатляет, а последняя воспринимается как мелькающий свет, нарезка кадров, и все такое прочее. Так же не хватает хорошей атмосферной музыки. То, что написали Билли Корган и Майк Гарсон, применено с надлежащим драйвом только в эпизоде где-то ближе к концу (где Фрэнки левитировала). Я очень люблю киношную темовую музыку и слушал саундтрек в отдельности — увы, не впечатлило.

Так же, претензии к игре Патрисии Аркьетт, исполняющей роль главной героини. Она, пардон, больше похожа на обитательницу небезызвестного квартала в Амстердаме, чем на работницу салона красоты, обладающую грандиозным вкусом, позволяющим так некисло делать обстановку в комнате. Как бы то ни было, смотрится она какой-то чужой в кадре. Играет очень неровно. В общем, мне не понравилось, за исключением момента, когда она дерется со священником — и вообще, «посланник» ей гораздо лучше удался.

Да и Прайс — словно восковая фигурка. Может быть, конечно, священникам так и положено, но при столкновении нос к носу с ужасающими явлениями, вид у него такой, будто он сам смотрит этот эпизод по телевизору. Ладно еще, что хоть не прыгает по павильону, размахивая осиновыми кольями, а то бы пришлось пинать и сценариста.

Сценарий в фильме какой-то странный. Особой глубиной не отличающийся, он уводит кино из разряда мыслительных в ранг развлекательных. Такой добротный, пугальный сценарий, с маленькой претензией на потрясение зрителя правдой маткой о том, что не все священники — святые. Но все могло пойти и по другому пути. Разногласия в церкви, раскол, провокация подрыва вековых устоев и тому подобное — непочатая целина для тонны философии. Но в «Стигматах», до этого не дошло.

Итого, развлекательно-пугательный фильм, неплохо, но скучновато снятый. Постоянные операторские повторения мотивов с падающими каплями к середине начинают сильно утомлять. Фишки с неожиданной сменой плана и громкими звуками, наводят на мысль, что пугать-то больше и нечем, а финал вообще заставляет расслабиться и воспринимать все очень не серьезно. Смотреть надо ночью или в кинотеатре, чтобы атмосфера боязни могла достигнуть критической массы. Впечатлительных скорее всего проймет, религиозных — тоже. Но следа в виде боязни собственного тостера от фильма не остается. Совсем.

Коротко: Пугалка на религиозную тему
Оценка: 2+

Написано Дмитрием Литвиненко 14 апреля 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.