Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Кинематограф зажрался

Бессонница

 / Insomnia

Режиссер: Christopher Nolan
Сценарий: Nikolaj Frobenius, Erik Skjoldbjaerg — original MP in 1997
В ролях: Al Pacino, Robin Williams, Hilary Swank, Maura Tierney, Martin Donovan, Paul Dooley

США, 2002 год, 118 мин.

— Ты хотел меня убить


Рецензия на фильм

Глубоко поразившись «Memento», я с нетерпением ждал выхода нового фильма Кристофера Нолана, который как раз был на подходе, в момент написания обзора и показывался в Америке 24 мая. После того, как одним махом Нолан вписался в траекторию мирового кинематографа, обласканный по обоим берегам всех главных океанов, народ ждал от него чуть ли не раскрытия тайны существования вселенной, и лишь самые заядлые скептики цокали языками и хитро прищуривались.

Ну да и ладно бы с ними, скептиками. У них призвание такое — хитро щуриться. «Бессонница» — это ведь детище одной из самых нестандартных школ кинематографии, скандинавской. Именно оттуда выходят такие вещи как Догма-95 и такие фильмы, как «Белый викинг». Вот и оригинал Эрика Скьёлдбьярга был мягко говоря нестандартный. Само собой от Нолана требовалось только сломать все шаблоны, которые там оставались, да накидать в сюжет побольше белых пятен, так, чтобы дать пищу для флеймов на ближайшие несколько лет. Пока что-нибудь очередное снимается.

Но Нолан умудрился сделать нечто такое, чего от него меньше всего ждали. Нет, ну конечно те самые скептики сейчас заявят, что они с самого начала все знали и будут щуриться в два раза сильнее. В общем, Нолан сделал добротный и абсолютно пресный римейк хорошего европейского кино.

* * *

О чем же, собственно, речь? Итак, мистер Очень Крутой Детектив по имени Вилл Дормер, которого играет Аль Пачино с напарником подмышкой приезжает в глухой городок на Аляске, где происходит совсем даже не загадочное и довольно банальное преступление. Убийство.

Молодую девушку нашли на помойке в целлофановом мешке, словно мусор. Понятно, что для незамысловатых обывателей приполярья это целое событие. Тем страннее вообще приезд детективов из далекого Лос-Анджелеса.Дело-то почти семейное: места хоть и не такие, чтобы все про всех ведали, но все-таки плотность населения здесь два человека и три скалы на квадратный километр. Так что, что если кто-то сподобился на такой порицаемый законами, принимаемый обществом и отторгаемый личностью поступок, то вычислить этого кого-то проще простого. С кем Кей Коннелл (так звали убитую) общалась, а с кем более чем общалась, знают все ее знакомые. Поэтому приезжих детективов встречают в взглядами, которыми смотрят на тараканов, лезущих в постельное белье.

Но не все так просто. Во-первых, Вилл Дормер стал Очень Крутым Детективом не на радость окружающему начальству, а совсем даже наоборот. Один его ЭлЭйский начальник, Мэрфи, спит и видит, как взял Дормера за припухлости и прислонил их к тюремной койке. За что? Ну а как же иначе сыграть с мэром в гольф в наше бюрократическое время, кроме как не устранить все препятствия на своем пути. Поэтому Мэрфи катает одну ксиву за другой, газетчики радостно плюскаются в жиже полицейского скандала, а Дормер сматывается способствовать расследованию на Аляску. К знакомому по делам минувшим начальнику тамошней полиции Чарльзу Ньюбэку (Пол Дули).

Во-вторых, напарник Дормера, Хэп Экхарт, в самый неподходящий момент пробалтывается, что рассказал Мэрфи кое какие фактики из их прошлой деятельности. Он-то думал, что Мэрфи копает под него, а оказалось, что все иначе. О чем Дормер доходчиво, но не очень культурно, Экхарту объяснил.

Ну да ладно. Вернемся к телу Кей Коннелл. В городишке проживала молодая детективша Элли Бёрр (Хиллари Сванк). Эта отличница полицейской академии защитила дипломную работу на основе дел, кого бы вы думали? Вилла Дормера! Вот такой он известный человек. Поэтому она первая рвется в бой, помогая своему Маэстро расспросами, ключами от машины и выполняя за него бумажную работу.

Для Дормера же, самоинициированная ссылка сравни отпуску. Он был весьма польщен вниманием отличницы и даже провозгласил о пришествии в спокойный северный мир самого настоящего неуловимого маньяка. Это чтобы все боялись, а Элли — восхищалась. Красивыми пассами рук и взмахами плаща, Вилл руководит местными полицаями. Принеси мне это, сходите туда, прочитайте сию книжку от корки до корки… Стоп! Книжка!

Эта самая книжка, оказалась в сумке, которую случайно нашли дети, когда играли в индейцев у домика на краю леса. Как выяснилось сумочка принадлежала Кей. Решив показать провинциалам как Это делается в большом ЛА, Дормер объявляет план: положим сумку на место, дадим объявление по радио, что дескать сей предмет разыскивается полицией, и засядем с мегафонами и пистолетами вокруг домика. Злостный убивец прямо сам придет к нам в руки.

Но они же провинциалы, блин! И мегафоны им только руки оттягивают. Спугнули гада в самый ответственный момент. А вокруг скалы и шахт куча, да туман такой, что носок ботинка может быть уже совсем не на ноге, а ты и не заметишь.

Началась погоня за каждой тенью, в ходе которой было произведено два выстрела. Один раз таинственный убийца пальнул в местного полицейского, чем поверг его прямо на больничную койку, а второй раз Дормер вонзил девять граммов правосудия прямо в грудь… своего напарника Хэпа. Опс… И даже как-то совсем не вовремя это. Причем, Экхарт еще больше все усложнил, скоропостижно умерев.

Но, кажется, никто ничего не видел. Плюс Дормер стрелял не из табельного пистолета, а из припрятанного за поясом. Так что по всем уликам, это не он. А спишем-ка мы трагическое происшествие на убийцу. Он же, в конце-концов, маньяк!

Быстро обстряпав дельце, Вилл остался чист перед законом и грязен изнутри. То ли грязь эта, то ли совести терзания, а может не заходящее в это время года солнце, собственно, не дает мистеру Очень Крутому Детективу заснуть. Совсем.

* * *

Вообще-то, сюжет достаточно сильный. Актеры — ого-го! Ветеран кинематографа, Аль Пачино, лауреат Оскара Хиллари Сванк, любимец детишек Робин Уильямс… Да эти товарищи могут такого наворотить, что чистокровные канадцы еще долго во сне ворочаться будут.

Но не срослось.

Все, что есть в фильме на первый взгляд — это Аль Пачино. А ведь должно было быть не так. Должен ведь был быть детектив Дормер и бессонница, как был Леонард и потеря памяти. В оригинале Скьёлдбьярга, с которого даже дизайн титров содран, все завязано на бессоннице и тех штуках, которые она вытворяет с главным героем. В «Инсомнии» Нолана про эту тему вспоминают и начинают лихорадочно разрабатывать только ближе к концу. Весь остальной фильм, на экране осуществляется совершенно обыденный детектив с крепким сюжетом, который, кстати, аккуратно перекопирован у норвежцев. Позор на голову автора «Мементо» — это даже самое мягкое обвинение, которое он от меня дождется.

Уж лучше бы снимали тех же актеров на том же месте и таким же способом, но по своему сюжету. Получился бы просто хороший триллер, оставивший приятные впечатления. А так мы имеем просто хороший триллер, скопированный с необычного европейского детектива, причем с полной потерей необычности. Неужели гражданка заморья, Хиллари Зейтц, адаптировавшая сценарий, посчитала белые пятна в нем дурным вкусом для своих сограждан? И если так, то опять же виноват Кристофер Нолан, позволивший ей сотворить эту мерзость. Да, я придираюсь, а чего вы ждали? Все-таки, этот фильм стал для меня самым большим недоумением полугодия.

Ну да ладно будет упражняться в идеологии, давайте лучше про съемки. Вот тут уже больше похоже на правду. Чуть-чуть большие крупные планы, чем сказано в инструкциях. Рваные фрагменты визуальных представлений без идиотского звукового шокирования. Сильный внешне, но раздираемый внутренне главный герой — это все есть визитная карточка британского режиссера, и в немалой степени делает фильм. На сей раз утесы и ущелья штата-причитания русских еслидакабыстов не шибко живописуются, но это и не видовой фильм. Но опять же, без второй главной составляющей это все смотрится пустышкой.

С музыкой Дэвида Джулиана абсолютно та же самая история. Она прозвучала вхолостую.

Актеры безусловно хороши. На мой взгляд, это не самая лучшая роль Пачино, но в отличие, скажем, от Жана Рено, он никогда не позволяет себе играть плохо или вываливаться из образа, чем иногда грешит его соперник по «Схватке», Роберт ДеНиро. Он просто хорошо играет без особого рвения.

Хиллари Сванк, вполне достойна. Очень правдоподобная дотошная отличница. Если старший сказал: пойди, да проверь все хорошенько еще раз — пойдет и проверит хорошенько все еще раз.

Самые большие сомнения у меня вызывал Робин Уильямс. Ну какой еще из крючконосой миссис Даубтфайр серийный маньяк? А все оказалось так, что Уильямса — чуть ли не лучшая роль во всем фильме. Ему не хватило только чуточку дожать момент откровения о процессе убийства, когда он из плюшевого безобидного писателя выворачивает свою изнанку психически ненормального человека, до смерти избивающего девушку. Все-таки, он как актер, сильно грешит картоном. Blame Canada! — развлекать народ — это пожалуйста, а вот трудные роли получаются, но с трудом.

Итого, как я уже сказал, самое большое недоумение полугодия. В фильме все подготовлено для повторения успеха: суперактеры, классная музыка, умение снимать загадочную атмосферу. Но такая дикая адаптация сюжета с норвежского первоисточника совершенно все испортила. Получилось как в одной сказке: взяли щипцами железный кусок, раскалили его в печке до красного каления, а потом сделали в воде один большой пшик! От громкости и дымности оного, он-лайн сообщество бросилось рисовать «Бессоннице» Кристофера Нолана 7.8 на IMDb и кричать в форумах, что фильм — супер. Опомнитесь! Фильм нравится в основном из-за незатасканного сюжета. Но он не есть заслуга создателей. По крайней мере, американских.

Коротко: Хороший детектив с несостоявшейся загадкой.
Оценка: 3

Написано Дмитрием Литвиненко 6 августа 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.