Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Так смотрят неспроста

Призрак в Доспехе

 / Ghost in the Shell

Режиссер: Мамору Осии
Сценарий: Ито Кадзунори (отрывок из манги Сиро Масамунэ)
В ролях: (озвучивали роли в английской версии): Mimi Woods, Richard George, Christopher B. Joyce, William Frederick, Abe Lasser

Япония / США, 1995 год, 80 мин.

— Вера в то, что я существую, основана лишь на восприятии мною мира


Рецензия на фильм

Ну вот, наконец, то аниме, которое прославляют. Тот незабываемый мир, очень атмосферный, поглощающий, развернувшийся перед моими глазами, когда я запустил диск. Небольшой по длительности мультфильм несет столько смысла в своем сюжете, что после просмотра складывается такое впечатление, будто прочитал целый фантастический роман.

По стилю, «Призрак в доспехах» относится к техно-аниме. Я не специалист, поэтому простите, если обозвал этот термин не так как надо, но я хочу передать смысл. А именно: он представляет идею, что все в будущем подчинено компьютерам, окутано сетями и каждый человек может оказаться киборгом — получеловеком, полуроботом. Почти киберпанк, но с отличиями. Совершенно нормальным в таком стиле являются невозможные на обычный взгляд подвиги человеческих тел, ведь в отличие от мистического аниме, здесь все выглядит реально. Герои десятью прыжками запрыгивают на крыши небоскребов, снаряды разрывают броню и бетон, словно клочки бумаги, а дизайны машин и других механизмов рисуют отдельные художники.

Такому окружению и принадлежит с превеликим удовольствием просмотренный мной два раза подряд мультфильм.

* * *

О чем же, собственно, речь? Итак, раз современная наука не может точно определить, что такое жизнь, нам приходится лишь догадываться об ее значении. Такие мысли посещают майора Мотоко Кусанаги, чье тело и часть мозга созданы на специальном заводе по производству киборгов и с потрохами принадлежат правительству. Дело происходит в мире технобудущего, когда Интернет разросся до такой степени, что у каждого человека с подобающими доходами в шее торчит четыре разьема для быстрого к нему подключения. Однако, мир еще не слился в экстазе глобализации и разделен на страны и национальности. Поэтому, интересы различных стран неизбежно сталкиваются, каждый хочет куснуть от пирога другого, и только тонкая дипломатия спасает мир от очередного вооруженного конфликта.

«Секция 6», правительственная служба, подобная министерству иностранных дел, проводит операцию по возвращению очень ценного программиста, завербованного прямо в иностранном посольстве. Позиции шестой секции крайне не выгодны и поэтому к делу подключается «Секция 9», силовая организация, устраняющая иностранного посла и обделывающая все так, будто произошла диверсия. Такая тактика успешно смазывала и смазывает шестеренки дипломатической машины Японии будущего.

Киборги Кусанаги и Бато, а так же более-менее человек, Тогуса, служат в девятой секции под началом шефа Арамаки, хитрого старикана, собаку съевшего уже на внутренней дипломатии между спецслужбами. Когда надо, он идет на сотрудничество с «Шестой», когда это противоречит интересам «Девятой», отношения могут дойти до открытого конфликта.

В настоящий момент, «Секция 9» вышла на след легендарного неуловимого хакера по кличке Кукловод. Этот чудо-программист взломал компьютерную часть мозга называемую «призраком» переводчицы министерства иностранных дел, как раз в момент проведения сложных переговоров с некой страной, где на днях произошел переворот власти. Кукловод получил свою кличку за то, что ломал призраки совершенно разных людей и использовал их в своих интересах, как кукол. И теперь, явно готовилась диверсия. Найдя хакера, можно узнать на кого он работает: логично, что на свергнутое правительство, но у майора Кусанаги, собственно, свои соображения на этот счет.

* * *

Визитной карточкой сценаристов аниме стали такие сюжеты, распутывание которых сродни вкушению аппетитного многослойного мороженого: в каждом слое новый вкус и так до самого конца. Действие не разворачивается и даже не раскручивается. Оно происходит. Множество сюжетных нитей, когда-токем-то свитых, тянутся, кое где переплетаются сразу несколько, потом опять расходятся… На этом фоне мы следим за основной фабулой, начавшейся так, как описано выше, но о продолжении которой я вам не скажу.

Мультфильм надо смотреть внимательно. Настоящее удовлетворение можно получить только уяснив все до конца, иначе есть риск ничего не понять и плюнуть на мультик. Персонажи произносят огромное количество концептуальных фраз, я просто мучался, выбирая предложение для эпиграфа. Там их должно было быть не меньше десяти.

Видеоряд соответствующий. Как мультипликаторам удалось ТАК изобразить робот-танк, чтобы в немую сцену вместить столько реплик?! Как получилось, что молчащие орудия говорят о том, что робот просто выполняет свою задачу безо всякой эмоции? Никто не умеет рисовать роботов так, как это делают японцы. Американцы тянутся их очеловечивать, умиляют зрителей историями о «Трехсотлетнем человеке», развлекают комичным C-3PO, наделяют компьютеры человеческими мыслями и эмоциями. И только японцы изображают машины изделиями из железа и пластика, управляемыми негибкими программами. Машины не думают как люди. Они думают как машины. Они стремятся к выживанию, как машины. Диалог Кукловода с Кусанаги в самом конце попросту гениален. Постарайтесь понять все то, что заложено в сценарии, он великолепен.

Кстати, я говорил, что именно такой сюжет должен быть у аниме, нарисованного как недавно описанный «Ди, охотник на вампиров». Дело в том, что «Призрак» выполнен гораздо проще, чем тот, очень красивый мультик. Я бы назвал рисунки «Призрака» классическим аниме, если бы сильно в нем разбирался, то есть таким, каким его представляет не шибко знакомый с премудростями стиля зритель. Конечно же, все очень красиво, пейзажи, персонажи, а главное планы нарисованы очень здорово, но все же не так детализированно, как в «Ди». Да и количества кадров в секунду заметно не хватает. Ну да, я ворчу, я в курсе, что это одно из самых технически совершенных аниме в истории, но просто в этом случае я получил именно то, что ждал, когда японец отличим от европейца только на японский взгляд.

Музыка?.. Ну, как ее описать?.. Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как огромное красное зарево прячется за облаками, очень медленно уходя за кромку горизонта? Вы видели, как закат окрашивает половину неба в нереальные фиолетовые оттенки? Вы стояли на крыше высотного дома, наблюдая за идущими далеко внизу людьми, суетящимися машинами? Стояли в той тишине вечера, когда земля нехотя остывает перед надвигающейся ночью, когда птицы взмывают вверх и растворяются в небе, когда все и всё очень далеко занимается чем-то своим, обыденным, и только вы находитесь надо всеми, смотря на закат и слушая музыку?..

Именно эту картину, эти чувства представляет собой главная тема в «Ghost in the Shell». Особенно красиво она звучит, когда в течение нескольких минут перед глазами проплывают суетливые пейзажи жизни мегаполиса. Она просто берет вашу душу, вытряхивает из тела и показывает ей мир будущего: «смотри, вот это наша вселенная, хочешь ли ты здесь оказаться?»

Музыки не так уж и много. Она всегда появляется как-то незаметно и так же тихо исчезает. Она очень нежно, как бы подправляет ваши чувства, словно краешек одеяла так, как требуется для наибольшего комфорта.

Итого, аниме с восхитительным и очень емким сюжетом, подходить к которому надо очень серьезно. Я совсем не рекомендую вам смотреть этот мультик, если вы собираетесь развлечься. Там, конечно, стреляют и отрывают разные части тела, но если смотреть на него только так, вы ничего в нем не поймете. Персонажи выписаны отлично: они ворчат на своего шефа; Бато совершенно очевидно неравнодушен к Кусанаги, но что именно думает громадный спецназовец, постоянно заботящийся о Мотоко, неясно. Диалоги чудесны. Визуальная сторона немного подкачала, но я уже требую совершенства. К которому, быть может, стремится все в этом мире.

Коротко: Легендарное философское техно-аниме
Оценка: 5

Написано Дмитрием Литвиненко 11 июля 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.