Рецензия на фильм
Ну вот, наконец, то аниме, которое прославляют. Тот незабываемый мир, очень атмосферный, поглощающий, развернувшийся перед моими глазами, когда я запустил диск. Небольшой по длительности мультфильм несет столько смысла в своем сюжете, что после просмотра складывается такое впечатление, будто прочитал целый фантастический роман.
По стилю, «Призрак в доспехах» относится к техно-аниме. Я не специалист, поэтому простите, если обозвал этот термин не так как надо, но я хочу передать смысл. А именно: он представляет идею, что все в будущем подчинено компьютерам, окутано сетями и каждый человек может оказаться киборгом получеловеком, полуроботом. Почти киберпанк, но с отличиями. Совершенно нормальным в таком стиле являются невозможные на обычный взгляд подвиги человеческих тел, ведь в отличие от мистического аниме, здесь все выглядит реально. Герои десятью прыжками запрыгивают на крыши небоскребов, снаряды разрывают броню и бетон, словно клочки бумаги, а дизайны машин и других механизмов рисуют отдельные художники.
Такому окружению и принадлежит с превеликим удовольствием просмотренный мной два раза подряд мультфильм.
* * *
О чем же, собственно, речь? Итак, раз современная наука не может точно определить, что такое жизнь, нам приходится лишь догадываться об ее значении. Такие мысли посещают майора Мотоко Кусанаги, чье тело и часть мозга созданы на специальном заводе по производству киборгов и с потрохами принадлежат правительству. Дело происходит в мире технобудущего, когда Интернет разросся до такой степени, что у каждого человека с подобающими доходами в шее торчит четыре разьема для быстрого к нему подключения. Однако, мир еще не слился в экстазе глобализации и разделен на страны и национальности. Поэтому, интересы различных стран неизбежно сталкиваются, каждый хочет куснуть от пирога другого, и только тонкая дипломатия спасает мир от очередного вооруженного конфликта.
«Секция 6», правительственная служба, подобная министерству иностранных дел, проводит операцию по возвращению очень ценного программиста, завербованного прямо в иностранном посольстве. Позиции шестой секции крайне не выгодны и поэтому к делу подключается «Секция 9», силовая организация, устраняющая иностранного посла и обделывающая все так, будто произошла диверсия. Такая тактика успешно смазывала и смазывает шестеренки дипломатической машины Японии будущего.
Киборги Кусанаги и Бато, а так же более-менее человек, Тогуса, служат в девятой секции под началом шефа Арамаки, хитрого старикана, собаку съевшего уже на внутренней дипломатии между спецслужбами. Когда надо, он идет на сотрудничество с «Шестой», когда это противоречит интересам «Девятой», отношения могут дойти до открытого конфликта.
В настоящий момент, «Секция 9» вышла на след легендарного неуловимого хакера по кличке Кукловод. Этот чудо-программист взломал компьютерную часть мозга называемую «призраком» переводчицы министерства иностранных дел, как раз в момент проведения сложных переговоров с некой страной, где на днях произошел переворот власти. Кукловод получил свою кличку за то, что ломал призраки совершенно разных людей и использовал их в своих интересах, как кукол. И теперь, явно готовилась диверсия. Найдя хакера, можно узнать на кого он работает: логично, что на свергнутое правительство, но у майора Кусанаги, собственно, свои соображения на этот счет.
* * *
Визитной карточкой сценаристов аниме стали такие сюжеты, распутывание которых сродни вкушению аппетитного многослойного мороженого: в каждом слое новый вкус и так до самого конца. Действие не разворачивается и даже не раскручивается. Оно происходит. Множество сюжетных нитей, когда-токем-то свитых, тянутся, кое где переплетаются сразу несколько, потом опять расходятся
На этом фоне мы следим за основной фабулой, начавшейся так, как описано выше, но о продолжении которой я вам не скажу.
Мультфильм надо смотреть внимательно. Настоящее удовлетворение можно получить только уяснив все до конца, иначе есть риск ничего не понять и плюнуть на мультик. Персонажи произносят огромное количество концептуальных фраз, я просто мучался, выбирая предложение для эпиграфа. Там их должно было быть не меньше десяти.
Видеоряд соответствующий. Как мультипликаторам удалось ТАК изобразить робот-танк, чтобы в немую сцену вместить столько реплик?! Как получилось, что молчащие орудия говорят о том, что робот просто выполняет свою задачу безо всякой эмоции? Никто не умеет рисовать роботов так, как это делают японцы. Американцы тянутся их очеловечивать, умиляют зрителей историями о «Трехсотлетнем человеке», развлекают комичным C-3PO, наделяют компьютеры человеческими мыслями и эмоциями. И только японцы изображают машины изделиями из железа и пластика, управляемыми негибкими программами. Машины не думают как люди. Они думают как машины. Они стремятся к выживанию, как машины. Диалог Кукловода с Кусанаги в самом конце попросту гениален. Постарайтесь понять все то, что заложено в сценарии, он великолепен.
Кстати, я говорил, что именно такой сюжет должен быть у аниме, нарисованного как недавно описанный «Ди, охотник на вампиров». Дело в том, что «Призрак» выполнен гораздо проще, чем тот, очень красивый мультик. Я бы назвал рисунки «Призрака» классическим аниме, если бы сильно в нем разбирался, то есть таким, каким его представляет не шибко знакомый с премудростями стиля зритель. Конечно же, все очень красиво, пейзажи, персонажи, а главное планы нарисованы очень здорово, но все же не так детализированно, как в «Ди». Да и количества кадров в секунду заметно не хватает. Ну да, я ворчу, я в курсе, что это одно из самых технически совершенных аниме в истории, но просто в этом случае я получил именно то, что ждал, когда японец отличим от европейца только на японский взгляд.
Музыка?.. Ну, как ее описать?.. Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как огромное красное зарево прячется за облаками, очень медленно уходя за кромку горизонта? Вы видели, как закат окрашивает половину неба в нереальные фиолетовые оттенки? Вы стояли на крыше высотного дома, наблюдая за идущими далеко внизу людьми, суетящимися машинами? Стояли в той тишине вечера, когда земля нехотя остывает перед надвигающейся ночью, когда птицы взмывают вверх и растворяются в небе, когда все и всё очень далеко занимается чем-то своим, обыденным, и только вы находитесь надо всеми, смотря на закат и слушая музыку?..
Именно эту картину, эти чувства представляет собой главная тема в «Ghost in the Shell». Особенно красиво она звучит, когда в течение нескольких минут перед глазами проплывают суетливые пейзажи жизни мегаполиса. Она просто берет вашу душу, вытряхивает из тела и показывает ей мир будущего: «смотри, вот это наша вселенная, хочешь ли ты здесь оказаться?»
Музыки не так уж и много. Она всегда появляется как-то незаметно и так же тихо исчезает. Она очень нежно, как бы подправляет ваши чувства, словно краешек одеяла так, как требуется для наибольшего комфорта.
Итого, аниме с восхитительным и очень емким сюжетом, подходить к которому надо очень серьезно. Я совсем не рекомендую вам смотреть этот мультик, если вы собираетесь развлечься. Там, конечно, стреляют и отрывают разные части тела, но если смотреть на него только так, вы ничего в нем не поймете. Персонажи выписаны отлично: они ворчат на своего шефа; Бато совершенно очевидно неравнодушен к Кусанаги, но что именно думает громадный спецназовец, постоянно заботящийся о Мотоко, неясно. Диалоги чудесны. Визуальная сторона немного подкачала, но я уже требую совершенства. К которому, быть может, стремится все в этом мире.
Коротко: Легендарное философское техно-аниме Оценка: 5
Написано Дмитрием Литвиненко
11 июля 2002 года
<anti@fridas.ru>
Смотрите кино.
|
Кадры из фильма
|