Рецензия на фильм
Тут меня после просмотра долго убеждали в том, что фильм в общем-то гениальный. Убеждали, убеждали
и почти что убедили. Но все равно мое отношение к нему остается очень неровным. Наверное это и хорошо. Значит кое кто там в Attitude Films приложил к этому руку.
Дело в том, что «Забавные Игры» идут под фирменным знаком «Кино без границ», а значит, зритель должен искать смысл. Именно искать, а не выйти из кинотеатра с раскрытым ртом, офонарев от дикой жестокости, от правдоподобности кошмара, обрушившегося на него с экрана, и дрожащей рукой подзывать такси.
* * *
О чем же, собственно, речь? Итак, представьте себе милую буколическую картину: деревья там, солнце, птички поют и прочие журчания маленьких, живописных до последней брызги, речушек. Дружное семейство, состоящее из Папика Джорджа (Ульрих Мюхе), Мамика Анны (Сюзанна Лотар) и Сыночка Шорши (Стефан Клапчинский) проезжают на семейном авто все эти милые пейзажи, сопровождающие их по дороге на дачу. Только не для ковыряния в морковке попой к солнцу, а на настоящую Австрийскую дачу: с огромным домом, сарайчиком, полугектаром чернозема, лодкой под парусом и сотовым телефоном. И вот они едут, по очереди угадывая симфонические мелодии известных композиторов, и едут. Едут и едут. И, наконец, приезжают.
Распаковав вещи, накормив собачку, куковавшую без них на даче, и разбредшись по своим уголкам, они строят живописные планы отдыха, попутно совершая самые что ни на есть бытовые действия.
И тут на сцене появляются два молодых человека, прилично одетых и на вид очень образованных, только малость психопатичных. Сначала они ведут себя мило, потом не очень, а затем наотрез отказываются уходить из дома. То, что происходило дальше, думаю можно сказать, не испортив
гм. сюрприза?.. на протяжении оставшегося времени два маньяка мучают семейство совершенно в стиле программы «Криминал». Что, собственно, означает очень по зверски.
* * *
И дело тут совсем не в предтечах такого сдвига в психике молодых людей, проявлениях фашистского наследия в третьем поколении по Менделю, психо-патологиях, получении удовольствия от садизма и прочей философии подобного плана.
Посмотрим на современный боевитый кинематограф во главе с Голливудом. Чем дальше, тем больше развивается техника показа насилия. Брызги мяса, кровавые волны и прочая мясорубка становятся развлечениями для зрителя в кинотеатре (кстати, и для игрока за компьютером). Причем этот зритель чувствует себя душевно спокойным, поскольку понимает, что все это вымысел и неправда. В результате, режиссеры и спецы по FX считают своим долгом шокировать публику все более и более изощренными показами сцен членовредительства.
Совершенно с другой стороны стоит телевидение. Обратимся к уже набившей оскомину программе «Криминал». Что показано там? Абсолютная и неприкрытая правда о насилии со всеми подробностями, ради которых студии спецэффектов расходуют гигантские деньги.
Согласно эссе Микаэля Хайнеке, в фильме показано не насилие, а отношение зрителя к нему.
На экране все выглядит донельзя реальным. Прямо как в программе «Криминал» до того, как приехала милиция. Никакой защищенности, зрители чувствуют себя жертвами «Вы ведь на их стороне», говорит, подмигивая в камеру, один из убийц. И в то же время, это есть абсолютный вымысел. Так, автор говорит о том, что такое есть насилие на самом деле. Не геройские «тра-та-та» во все стороны из трех видов оружия. А абсолютно обыденное, такое банальное убийство. «У нас же есть еще почти час» «Да ну ее, с ней было не интересно». Проблема лишь в том, что убийцы чувствуют себя совсем как положительные киногерои боевика: даже соответствующие шуточки отпускают. Можно даже подумать, что мы смотрим на «Смертельное оружие» со стороны убитых его героями бандюков.
Итого, каждый теперь должен решить, во-первых, на чьей он стороне, а, во-вторых, как он теперь будет относиться к насилию, которое увидит в других фильмах.
Но есть еще одна проблема.
Я провел тест на своем безошибочном индикаторе влияния фильма на впечатлительную аудиторию в лице родственников. И что же? Посмотрев пару эпизодов пониженной невинности, даже сестренка показала совершенно поразительные результаты. А именно: пожала плечами и сдержанно откомментировала: «Гхкмм?..»
Досмотрев до конца и немного подумав, я с ней полностью согласился действительно Гхкмм?..
Перевод с триллинеанского звучит приблизительно как «Ну и что?» Ну и что такого еще может шокировать самого обычного Российского зрителя, которому в самый прайм-тайм ужина показывают передачи «Криминал» и «Дорожный патруль». Что такого может смутить людей, которые не пугаются рассказам комментатора в проектах «Криминальная Россия»? Если самые мегапопулярные отечественные произведения прошедших несколько лет про Ментов и про горы трупов? Если читая городскую газету создается впечатление, что читаешь вести с фронта? Что?
Возможно, дело есть в способности человека отрешиться от чужих проблем? Возможно, посмотрев то, как бывает взаправду, он скажет «Гхкмм» и пойдет досматривать «Рядового Райана»? Вот тут, пока меня не было в городе, какой-то урод убил парня, возвращавшегося ночью прямо в лифте. Сколько из вас, прочитавших это сейчас тихонечко так подумало: «Ну и что?»
Получается, природа насилия очень глубоко лежит в нас самих, происходя из животных инстиктов. «Не со мной» это что, мысль антилопы, чью товарку завалил лев? Тогда «Забавные игры» со всеми его символичными ходами, случающимися чуть ли не на каждой минуте, действительно еще один шаг в попытке осмысления этой природы и управления ею, как финальная стадия.
Я долго думал, какую оценку поставить фильму. Все-таки для кинематографа такие фильмы большая редкость. Но есть такое послевкусие, словно после любой милицейской программы. Хоть Funny Games и художественное произведение, хоть он специально доносит смысл, но все равно он выглядит и смотрится точно так же как подобная телепередача. Поэтому вы должны сами решить, нужен ли вам этот фильм и как вы будете его смотреть.
В плане действия, он больше похож на спектакль, что в общем-то логично. В остальном ни каких-то сногсшибательных съемок, ни тем более атмосферной или вообще какой-либо закадровой музыки нет. Поставлю-ка я четверку, но это очень и очень неоднозначная оценка. Такой фильм вообще оценить нельзя. Так что философствуйте.
Кадры из фильма с www.attitude.hostrack.net
Коротко: Про то, как вы относитесь к насилию Оценка: 4
Написано Дмитрием Литвиненко
14 апреля 2002 года
<anti@fridas.ru>
Смотрите кино.
|
Кадры из фильма
|