Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Так смотрят неспроста

Забавные игры

 / Funny Games

Режиссер: Michael Haneke
Сценарий: Michael Haneke
В ролях: Ulrich Muhe, Susanne Lothar, Arno Frisch, Frank Giering, Stefan Clapczynski

Австрия, 1997 год, 108 мин.

— Почему вы нас сразу не убьете?
—  А как же мы тогда получим удовольствие?


Рецензия на фильм

Тут меня после просмотра долго убеждали в том, что фильм в общем-то гениальный. Убеждали, убеждали… и почти что убедили. Но все равно мое отношение к нему остается очень неровным. Наверное это и хорошо. Значит кое кто там в Attitude Films приложил к этому руку.

Дело в том, что «Забавные Игры» идут под фирменным знаком «Кино без границ», а значит, зритель должен искать смысл. Именно искать, а не выйти из кинотеатра с раскрытым ртом, офонарев от дикой жестокости, от правдоподобности кошмара, обрушившегося на него с экрана, и дрожащей рукой подзывать такси.

* * *

О чем же, собственно, речь? Итак, представьте себе милую буколическую картину: деревья там, солнце, птички поют и прочие журчания маленьких, живописных до последней брызги, речушек. Дружное семейство, состоящее из Папика Джорджа (Ульрих Мюхе), Мамика Анны (Сюзанна Лотар) и Сыночка Шорши (Стефан Клапчинский) проезжают на семейном авто все эти милые пейзажи, сопровождающие их по дороге на дачу. Только не для ковыряния в морковке попой к солнцу, а на настоящую Австрийскую дачу: с огромным домом, сарайчиком, полугектаром чернозема, лодкой под парусом и сотовым телефоном. И вот они едут, по очереди угадывая симфонические мелодии известных композиторов, и едут. Едут и едут. И, наконец, приезжают.

Распаковав вещи, накормив собачку, куковавшую без них на даче, и разбредшись по своим уголкам, они строят живописные планы отдыха, попутно совершая самые что ни на есть бытовые действия.

И тут на сцене появляются два молодых человека, прилично одетых и на вид очень образованных, только малость психопатичных. Сначала они ведут себя мило, потом не очень, а затем наотрез отказываются уходить из дома. То, что происходило дальше, думаю можно сказать, не испортив… гм. сюрприза?.. — на протяжении оставшегося времени два маньяка мучают семейство совершенно в стиле программы «Криминал». Что, собственно, означает — очень по зверски.

* * *

И дело тут совсем не в предтечах такого сдвига в психике молодых людей, проявлениях фашистского наследия в третьем поколении по Менделю, психо-патологиях, получении удовольствия от садизма и прочей философии подобного плана.

Посмотрим на современный боевитый кинематограф во главе с Голливудом. Чем дальше, тем больше развивается техника показа насилия. Брызги мяса, кровавые волны и прочая мясорубка становятся развлечениями для зрителя в кинотеатре (кстати, и для игрока за компьютером). Причем этот зритель чувствует себя душевно спокойным, поскольку понимает, что все это вымысел и неправда. В результате, режиссеры и спецы по FX считают своим долгом шокировать публику все более и более изощренными показами сцен членовредительства.

Совершенно с другой стороны стоит телевидение. Обратимся к уже набившей оскомину программе «Криминал». Что показано там? Абсолютная и неприкрытая правда о насилии со всеми подробностями, ради которых студии спецэффектов расходуют гигантские деньги.

Согласно эссе Микаэля Хайнеке, в фильме показано не насилие, а отношение зрителя к нему.

На экране все выглядит донельзя реальным. Прямо как в программе «Криминал» до того, как приехала милиция. Никакой защищенности, зрители чувствуют себя жертвами «Вы ведь на их стороне», — говорит, подмигивая в камеру, один из убийц. И в то же время, это есть абсолютный вымысел. Так, автор говорит о том, что такое есть насилие на самом деле. Не геройские «тра-та-та» во все стороны из трех видов оружия. А абсолютно обыденное, такое банальное убийство. «У нас же есть еще почти час» — «Да ну ее, с ней было не интересно». Проблема лишь в том, что убийцы чувствуют себя совсем как положительные киногерои боевика: даже соответствующие шуточки отпускают. Можно даже подумать, что мы смотрим на «Смертельное оружие» со стороны убитых его героями бандюков.

Итого, каждый теперь должен решить, во-первых, на чьей он стороне, а, во-вторых, как он теперь будет относиться к насилию, которое увидит в других фильмах.

Но есть еще одна проблема.

Я провел тест на своем безошибочном индикаторе влияния фильма на впечатлительную аудиторию в лице родственников. И что же? Посмотрев пару эпизодов пониженной невинности, даже сестренка показала совершенно поразительные результаты. А именно: пожала плечами и сдержанно откомментировала: «Гхкмм?..»

Досмотрев до конца и немного подумав, я с ней полностью согласился — действительно Гхкмм?..

Перевод с триллинеанского звучит приблизительно как «Ну и что?» Ну и что такого еще может шокировать самого обычного Российского зрителя, которому в самый прайм-тайм ужина показывают передачи «Криминал» и «Дорожный патруль». Что такого может смутить людей, которые не пугаются рассказам комментатора в проектах «Криминальная Россия»? Если самые мегапопулярные отечественные произведения прошедших несколько лет про Ментов и про горы трупов? Если читая городскую газету создается впечатление, что читаешь вести с фронта? Что?

Возможно, дело есть в способности человека отрешиться от чужих проблем? Возможно, посмотрев то, как бывает взаправду, он скажет «Гхкмм» и пойдет досматривать «Рядового Райана»? Вот тут, пока меня не было в городе, какой-то урод убил парня, возвращавшегося ночью прямо в лифте. Сколько из вас, прочитавших это сейчас тихонечко так подумало: «Ну и что?»

Получается, природа насилия очень глубоко лежит в нас самих, происходя из животных инстиктов. «Не со мной» — это что, мысль антилопы, чью товарку завалил лев? Тогда «Забавные игры» со всеми его символичными ходами, случающимися чуть ли не на каждой минуте, действительно еще один шаг в попытке осмысления этой природы и управления ею, как финальная стадия.

Я долго думал, какую оценку поставить фильму. Все-таки для кинематографа такие фильмы — большая редкость. Но есть такое послевкусие, словно после любой милицейской программы. Хоть Funny Games и художественное произведение, хоть он специально доносит смысл, но все равно он выглядит и смотрится точно так же как подобная телепередача. Поэтому вы должны сами решить, нужен ли вам этот фильм и как вы будете его смотреть.

В плане действия, он больше похож на спектакль, что в общем-то логично. В остальном — ни каких-то сногсшибательных съемок, ни тем более атмосферной или вообще какой-либо закадровой музыки нет. Поставлю-ка я четверку, но это очень и очень неоднозначная оценка. Такой фильм вообще оценить нельзя. Так что философствуйте.

Кадры из фильма с www.attitude.hostrack.net

Коротко: Про то, как вы относитесь к насилию
Оценка: 4

Написано Дмитрием Литвиненко 14 апреля 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.