Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Стрельба на поражение

Торжество

 / Festen

Режиссер: Thomas Vinterberg
Сценарий: Thomas Vinterberg
В ролях: Ulrich Thomsen, Henning Moritzen, Thomas Bo Larsen, Paprika Steen, Birthe Neumann, Trine Dyrholm, Helle Dolleris, Bjarne Henriksen, Gbatokai Dakinah

Дания, 1998 год, 105 мин.

— Я вас не понимаю, говорите по-английски


Рецензия на фильм

О, приготовьтесь к хорошему кино. Про этот фильм можно или очень много писать, или вообще не проронить ни строчки, а лучше всего — взять и посмотреть. Дело все в том, что Торжество Томаса Винтерберга — фильм необычный. Во-первых, он датский. Во-вторых, снят по своду правил «Догма-95», предложенных небезызвестным Ларсом фон Триером. Догма — это можно сказать обет самоистязания для режиссера, оператора, да и всей съемочной команды. В чем же дело?

Догма говорит о том, что современный кинематограф зажрался и забыл о главном — показывать реальность. Создавая иллюзии, режиссеры обманывают публику, ставя технологии во главу искусства. Каждый следующий фильм оказывается красивее предыдущего, но разве цель кино — это красота? В результате, происходит оскуднение идей. Иллюзорные картины порождают иллюзионные чувства. Догма-95 выступает против любой иллюзии, выдвигая ряд правил, которым режиссер должен следовать неукоснительно:

Все съемки проводятся на натуре. Любая бутафория запрещена. Если надо показать какой-то предмет, место съемок переносится в то место, где этот предмет есть. Закадровая музыка запрещена, за исключением случаев, когда она звучит на выбранной натуре. Звук записывается одновременно со съемками. Съемки должны производиться с камеры, находящейся в руках оператора. Любые ее передвижения допустимы и приветствуются. Фильм должен быть цветным, но искусственное освещение неприемлемо. Допускается прикрепить одну лампу к камере. Никаких комбинированных съемок. Никаких убийств и оружия. Действие происходит здесь и сейчас. Жанровое кино неприемлемо. Наконец, имя режиссера не должно упоминаться в титрах.

Вот такие жесткие требования. Именно поэтому, по Догме пока снято лишь четыре фильма и все они тут же попадают в красные книги мирового кинематографа, отхватывают кучу наград на фестивалях и не пользуются популярностью у массовой публики.

Торжество — это первый фильм проекта.

* * *

О чем же, собственно речь? Все случается в частном замке в Дании. Уважаемый отец семейства, Хельге Клингенфельд (Хеннинг Моритцен), празднует свое шестидесятилетие и приглашает на торжество большое количество гостей. В том числе в родной дом приезжают дети Хельге: старший сын — Кристиан (Ульрик Томсен), неплохо преуспевший с собственным делом во Франции; дочь — Хелен (Паприка Стин), перепробовавшая множество различных профессий и мужчин из самых всевозможных стран; и наконец, незваный младший сын Майкл (Томас Бо Ларсен) с женой и детьми, обладающий взрывным характером, и склонностью к нацизму. Вторая дочь Клингенфельдов умерла, покончив жизнь самоубийством.

Гости собираются за стол, и вот, тамада предоставляет речь старшему сыну. Кристиан хорошо подготовил эту речь. Он встает, произносит несколько приличествующих моменту шуток, а затем зачитывает текст, пригвоздивший каждого присутствующего к стулу. Произошла жуткая, нелепейшая неловкость и теперь абсолютно никто не знает что ему делать, как вести себя. Тем временем, Кристиан встает из-за стола и спускается вниз. Вид у него не самый лучший, но он сделал первый шаг, начал сражение и теперь должен в нем участвовать. Собственно, либо выиграть, либо бежать — об этом и фильм.

* * *

Очень сильное кино. Удовольствие доставляет каждая минута. Любой персонаж, вплоть до самого мелкого гостя — настоящая, живая личность со своей историей, мыслями, переживаниями, любовью, ненавистью, комплексами. Никаких карикатур. Никаких гротесков. Все происходит на самом деле. Очень опытные актеры потрясающе играют. Увидев их однажды, больше никогда не забудешь.

Отдельного слова заслуживает операторская работа. Нет. Она заслуживает огромной многотомной книги хвалебных од. Ручная камера — это ведь ужасно сложная вещь и то, что с ней вытворяет Энтони Дод Мантл, просто уму непостижимо. В некоторых сценах вообще непонятно где уместился оператор, если только на потолке повис.

За сценарий твердая пятерка. Расхожая фраза «никогда не знаешь, что произойдет дальше» здесь абсолютно не годится, хотя на первый взгляд именно ее можно было бы вставить в этот абзац. Ничего подобного! Вот вы можете предсказать, как проведете следующий день, с каким людьми в каких местах встретитесь, что будете обсуждать, куда пойдете и так далее? В таком же роде непредсказуемости находится этот сценарий. Он настолько полон, настолько раскрывает людей в той ситуации, в которой они оказались, что появляется чувство, будто лично с ними знаком. Фильм не стесняется вырывать даже самые интимные моменты жизни членов семьи Клингенфельд, являющейся главными героями.

Безо всяких спецэффектов, трюков, экшена, даже музыки и пресловутого драйва, кино заставляет смотреть себя от начала до конца. Но я вас прошу — уберите все посторонние источники раздражения. Прогоните родственников из комнаты, дайте полтинник друзьям — пусть пойдут попить пива, накормите кошку, дайте пинка собаке и по лбу двум придуркам в соседнем ряду. Ничто не должно отвлекать вас от просмотра, потому что личный мир, показанный в Торжестве должен соприкасаться с вашим один на один. Безо всяких комментариев посторонних.

К сожалению, не знаю, как ТАКИЕ съемки выглядят в кинотеатре — я смотрел его дома, на видеокассете. Но наверняка от этого фильм не проиграл ни в чем.

Кадры из фильма с www.ozon.ru

Коротко: Знаковый фильм для ценителей
Оценка: 5

Написано Дмитрием Литвиненко 14 апреля 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.