Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Кинематограф зажрался

Опасная правда

 / Antitrust

Режиссер: Peter Howitt
Сценарий: Howard Franklin
В ролях: Ryan Phillippe, Rachael Leigh Cook, Claire Forlani, Tim Robbins, Douglas McFerran, Richard Roundtree, Yee Jee Tso

США, 2001 год, 108 мин.

— foreach? rsh daycare$i "hideall"


Рецензия на фильм

Программист обыкновенный, средней гениальности: возраст молодой, волосы лохматые, глаза туманные, мысли не в мире сием. Время жизнедеятельности не нормировано. Активность наступает с 7 вечера и длится 7 утра. Питается пиццей, чипсами, пепси и пивом. В свободное от работы время предпочитает работать.

Такие описания программиста можно встретить на страничках юморной направленности. Но самый юмор здесь в том, что эти описания как правило верны. И именно такие существа населяют просмотренный мною фильм про программистов.

Само собой, программист — персонаж расхожий и встречался в тьме тьмущей фильмов. Все они там были лохматые, очкастые и полностью в ином мире. Периодически они долбили на клавиатуре по трем разным клавишам, подбирали пароли за две секунды до взрыва бомбы и произносили технические факты, доводившие лучших компьютерщиков по всему миру до приступов эпилепсии.

«Хакеры», «Матрица», «Пароль рыба-меч» с ее гнусными посягательствами на имя Торвальдса: какие по вашему чувства я должен был испытывать вставляя CD с очередным кином про кул-хацкеров???

Подобрав с пола тапок, я грозно сел на диван и приготовился выслушивать очередные потоки бреда сценаристов, работающих на печатных машинках и режиссера, снимающего на бытовую кинокамеру «Смена». Мышка в страхе зажмурилась, прижала хвост и попыталась отползти подальше от кнопки Reset. На экране пошли титры, стилизованные под HTML пятого поколения, а какой-то очкастый дядька читал лекцию об эээ-коммерции.

Через пять минут просмотра, я, поперхнувшись, побежал налить пепси и вынуть горячую пиццу из микроволновки. Вернувшись на место, я принялся внимательно смотреть дальше.

Знаете о чем были первые слова главных героев фильма? О преимуществах открытого кода и засранце из мегакорпорации, завалившим своим кривым коммерческим софтом весь рынок, и оставив толпы энтузиастов из MTI не у дел. Вот так!

Удивленная мышка вытаращила один глаз на монитор, а вторым опасливо поглядывала на мою отвисшую челюсть, которая никак не могла понять, что такое возможно. Все оставшиеся полтора часа я ждал, когда же, КОГДА на экране появятся большие буквы вводимого пароля и надпись CIA was CRACKED под трехмерные перебегания электронов по кремниевому городку. Нифига подобного! Весь фильм сидящие за компьютером люди делают нечто действительно похожее на работу за компьютером! Долбятся в шелле, мышкой (!) возят по иксам, ругают по чем свет стоит мегакорпорацию NURV и ее основателя в частности, работают до утра, питаются пиццой и пепси, а самое крутое в мире рабочее место и правда похоже на самое крутое в мире рабочее место программиста, а не на пульт управления сворачиванием шейных позвонков.

Я был в шоке.

* * *

О чем же, собственно, речь? Итак, Майло Хоффман (Райан Филлип) и его друг Тедди Чин (И Жи Цо) — стипендиаты самых известных университетов америки. Это значит, что будь у старушки земли собственный сервер, друзья бы носили прилагающиеся к нему кепочки с надписью root. Обычно они работают вместе и поэтому для написания будущего проекта, который их прославит, переселяются вместе с еще парой друзей в просторный гараж.

Там они пьют пиво, подключают провода, инсталлируют линукс и смотрят прямую трансляцию интервью софтверного магната, лица, по которому торт плачет — главы корпорации NURV, Гарри Уинстона.

Раздается телефонный звонок.

— Да? Это Майло. Что? С кем я говорю? С Гарри Уинстоном? А по телевизору тогда кто? Куда посмотреть? На экран?.. Ох нифи… Х… х… хай, Гарри…

Вот таким эффектым способом Гарри объявил о том, что хотел бы видеть парочку, работающими над новым глобальным проектом корпорации — Синапсом. Эдакой мега-асей, доступной через каждый мобильник на земле. И тут возникает та самая проблема.

Это типа того, если вдруг Линус Торвальдс пойдет разрабатывать следующую версию Windows. Или Бьярн Страуструп перейдет на Visual Basic. Вот то же самое — если адепты Open Source Майло и Тэдди пойдут работать в NURV.

Во всех бедах на земле виноваты женщины. У Майло есть подружка и она легонько, но уверенно подталкивает его к выбору решения, которое принесет выделенный коттеджик в Силиконовой Долине, много много цифирек годового дохода, посещаемую домашнюю страничку и детский садик для будущего ребенка.

Тэдди оказался более стойким. Он не согласился работать на идеологического противника и после ругани с лучшим другом остался в гараже один.

Хоффман уезжает в штаб-квартиру NURV’а и работает в настоящем программистском рае. Причем там он самый важный программер, потому как работает над форматом компрессии протокола Синапса (это то, без чего все остальное бесполезно). Гарри как-то сдуру объявил совершенно нереальный срок выпуска этой штуковины и потому-то лишь самый крутой гений может помочь ему избежать позора. Он дает Майло все условия для безоблачного трудового счастья: офигительное рабочее место, ненормированный график, маньячных коллег, неограниченный запас пепси и даже красивую программистку интерфейсов в боксе напротив, чтобы переводить утомленный взгляд и возбуждать креативность мысли. Периодически, Гарри наведывается в рабочее помещение и, хрустя чипсами, показывает интересные фрагменты кода, которые откуда-то достал.

И тут-то начинается излом щастья. Майло хотелось бы знать, откуда берутся строчки, которые он вставляет в свой код. Гарри тактично переводит разговор на другие темы. Однажды, Гарри был растроен и тактично не получилось. Это обижает Майло и закладывает в его душу сомнения. А вдруг все, что говорят анонимные отморозки в конференции nurve.must.die правда, и Уинстон использует незаконные методы в получении закрытой информации?

Его подружка, которая очень трогательно о нем заботится, сначала не понимает такого его стремления и затевает скандал. Но затом смиряется и спрашивает, чем может помочь?

Дальше — хуже. По причине форс-мажорных обстоятельств, Майло начинает активную деятельность по выяснению, чего творится в этой компании. И когда, собственно, выясняет… У-у-у!!!…

* * *

Почему этот фильм при таком-то финале юниксоиды не сделали лидером своей партийной пропаганды? Потому что не смотря на то, что компьютерные детали в нем максимально соблюдены, в остальном фильм — совершенно посредственный триллер.

Особенно проявляется это во второй половине, когда все тайны раскрыты. Да в общем-то и не было там никаких тайн. С объективной точки зрения, сценарий банально слаб и полон штампов. Просто сделаны они по интеллигентному и не вызывают раздражения. Особенно показательна в этом плане сцена, когда герой копается в очень интересненьком внутреннем сервачке и узнает шокирующую информацию. Так вот, момент шока происходит в тот момент, когда Майло читает информацию о близком человеке и видит что есть гиперссылка на другого близкого человека, который оказывается связан с первым. Эта сцена нема, несет огромную информационную нагрузку, напряженна и захватывает. В этой сцене весь фильм.

Однако на грабли можно наступить с другой стороны и тогда они больно долбанут по ж… ой… затылку. Людям, не связанным с программированием, этот фильм абсолютно не приглянется. Они будут чувствовать себя, как начальник службы физической безопасности NURV’а, ничего не понимающий в компьютерах — «Ну чего ты стучишь там по клавишам? Ой, мигает! Это что, значит что все хорошо?» Совершенно посредственный триллер с кучей штампов. Кажется, я это уже говорил.

Добавим сюда стянутое вечной судорогой лицо Майло Хоффмана. Он столько раз находился на грани провала и даже не вспотел, что можно подумать будто у него железные нервы, что наврядли, учитывая его очкастое альтер-эго, либо что у Райана Филлипа все-таки опыта маловато. Роббинс играет нормально. Местами он похож на увлеченного идеей магната, требующего от подчиненных креативности и лопающим чипсы, а местами похож на какого-то дохлого суперзлодея. Оно конечно так на благо сюжета, ведь в конце оказывается очень плохим дядей, но это настолько очевидно с самого начала, что не стоило пытаться делать эту роль такой сложной. Больше всего мне понравилась даже не программистка интерфейсов Лиза Кэлиган (Рейчел Лей Кук), которая больше смахивала на передвигающуюся мебель с волосами, а гражданская жена Майло, Элис Пулсон (Клэр Форлани) будучи в первой половине фильма. Очень хорошая роль подруги, заботящейся о своем рассеянном гении. Во второй половине, когда ее решили сделать непонятно кем, она тут же потерялась.

Музычка туда-сюда американский поп национальной направленности. Ничего интересного кроме одной песенки, которая была еще в «Снэтче», когда мама цыгана горела. Очень сильная песенка и ее справедливо бабахнули на место, которое сценарист посчитал ключевым в отношениях Майло и Элис.

Итого, действо не завораживает, но и на отстой никак не тянет. Короче, законченный середняк с неожиданно интеллигентным контекстом. Один эпизод, когда герой делает себе вилкой тест на аллергию чего стоит. Компьютерщики безусловно отнесутся к нему благосклонно, но без восторга. Все остальные воспримут более критично, так как по ходу дела надо будет еще понять принципиальную вражду между GPL и коммерческим программами, узнать про альтернативный софт, байку про торт и почему в NURVe не любят сладкое, врубиться в шутки на счет Билла Гейтса, а так же осмыслить глобальность финала. Не дрогнувшей рукой ставлю балл за смелость идеи пнуть маркетингового советника и оставить технические детали на реальном уровне. А вот все остальное с трудом дотягивается до двойки.

(Кстати, www.skullbox.com существует на самом деле, но там ничего нет, а IP адреса используемые в фильме зарезервированы для неких целей. Microsoft?)

Коротко: Неожиданно интеллигентный триллер про программистов
Оценка: 3

Написано Дмитрием Литвиненко 25 июня 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.