Главная | Обзоры | Мысли | Форум  
Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить в МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru сохранить на RUmarkz
тоже обзор - Один фиг - терять нечего

Белый викинг

 / Den Hvite Viking

Режиссер: Hrafn Gunnlaugsson
Сценарий: Hrafn Gunnlaugsson (story), Jonathan Rumbold
В ролях: Gottskalk D. Sigurdarson, Maria Bonnevie, Egill Olafsson, Thorsteinn Hannesson, Helgi Skulason, Tomas Norstrom, Gunnar Jonsson

Норвегия/Дания/Швеция, 1991 год, 131 мин.

— А если будут задавать глупые вопросы, отвечай: «Неисповедимы пути Господни»


Рецензия на фильм

Все знают о викингах. Неукротимые, дикие северные жители, наводящие ужас на всю Европу. Драккары, Валгалла, Один — все это символы скандинавской романтики. Холодные моря, острова, покрытые туманом; суровый быт и суровые люди. Герои, подвиги которых воспеты в сотнях книг и десятках фильмов.

Реклама обещала, что меня ждет широкомасштабный фильм о подвигах героя древних саг, ради своей невесты решивший судьбу целой страны, мечом и кровью поставивший ее на путь христианства. Ожидая достойного конкурента «13 воина» (снимали-то норвежцы!), я приготовился смотреть.

На сей раз маркетологи совершенно искренно ничерта даже не уловили в этом фильме. Пожалуй, так издеваться надо всей скандинавской легендой мог себе позволить только настоящий викинг.

* * *

О чем же, собственно, речь? Итак, на дворе Норвегии 999 год. Ни о каком конце света речь не идет, это просто первый прикол режиссера. Некий кунунг всей Норвегии Олаф Тригвассон, он же Олаф Одноглазый (Эгил Олаффсон) — по своей природе очень преданный христианин. Выражает он свою преданность тем, что уговорами, пинками и клинками обращает в христианство всю страну, которая, как известно, целиком и полностью поклоняется Одину и его окружению. Наконец, настает момент, когда лишь одно поместье и лишь один ярл по имени Годбрандур (Торстиер Ханнесон) не носит на шее креста. В тот момент, когда Олаф добирается до этой деревни, в ней как раз происходит свадьба дочки ярла, Эмблы, (Мария Бонневи) и сына короля Исландии, героя многих саг, ходячей легенды Аскура (Готтскальк Сигурдарсон).

В самый неподходящий момент кунунг прерывает шабашку, помещает невесту внутрь пылающего костром храма, жениха присандаливает к кресту, а папика заставляет на все это смотреть и как можно быстрее соображать: что важнее — жизнь близких или религия предков. Нелегкий выбор, однако. Эмбла — она настоящая северная женщина, кричит изо всех сил, чтобы папик не поступался принципами и призывает Фрейю забрать ее поскорее. Аскур только мычит, потому как физически ничего сделать не может, хотя получается это у него довольно громко. Годбрандур постарев сразу лет на двадцать отчаянно соображает что же теперь делать, а Олаф Одноглазый с унылым лицом сидит на пне и ждет, когда это все кончится. В общем, сущий рагнарок.

Наконец, старый ярл сдался и вся Норвегия была крещена. Что же теперь, почивать на лаврах? Но нет, говорящее распятье в шатре кунунга вдруг потребовало от него новой преданности и новых слез. Оно потребовало принести ему всю Исландию. В порыве пристрастия, Олаф даже пообещал отрубить себе руку, если не справится с этим в течении года.

У кунунга был ближайший приспешник, епископ Тангбрандур (Томас Норструм). Совершенно отмороженная личность, пытающаяся фанатично любить Господа, однако ничего у него с этим не получается. Он даже прибегает к самоистязанию, но никакого знака свыше так и не добивается. Этот епископ уже как-то пытался крестить Исландию, но был с позором изгнан из первого же селения. Еле скальп целый остался. Озаботившись исландцами, кунунг при помощи болтовни епископа придумывает такую схему: новокрещеному Аскуру вручается двуручный меч, религиозная накидка, горстка наставлений и поручение исполнить волю всевышнего. Как сказал епископ, он ведь сын короля Исландии и ему выполнить это — как два раза об землю плюнуть. А чтобы он там не того, не безобразничал, Одноглазый оставляет в заложниках его невесту, которую заключает в монастырь и безуспешно пытается добиться.

Все бы ничего, Олаф даже поклялся словом кунунга, что отпустит Эмблу, как только Аскур вернется с выполненным долгом, да вот есть только одна неурядица. Как бы вам это сказать, наш герой многих легенд, немного того… тормоз. Единственным его геройским поступком за весь фильм было неоправданное убийство уродливой монашки. А исторический факт крещения Скандинавии получился лишь благодаря невероятнейшему стечению обстоятельств, лопушистого вида брату Аскура — Гуннару, и самому умному человеку в Исландии, могущественному Торгиеру, который, однако, всю свою жизнь предпочитает проводить на койке дома, никого не подпуская и отказываясь от пищи.

Вот такая, собственно, получилась сага.

* * *

Такого странного фильма я даже не припомню. Где-то близко по стилю можно сопоставить «Аризонскую мечту» Кустурицы. Такое же отшибленное от цивилизации место, такое же минимальное количество людей на всем белом свете. Моменты, которые можно отнести либо на сверхъестественные силы, либо на зигзаг задумки режиссера. И такое же ощущение совершенной отрешенности происходящего вообще от какой-либо действительности.

Персонажи варьируются от прекрасно играющего ярла Торстиера Ханнесона до совершенно чурбанного белого викинга Аскура, в которого хочется тапком кинуть, лишь бы он что-нибудь, наконец, сделал. Каждый герой живет сам по себе и тянет стиль фильма на себя. Годбрандур превращает все в идеальную трагедию, Олаф Одноглазый в исторический фильм на тему религиозного фанатизма (у него одних крестов на шее штук пять), а с того, как он на коне сидит, можно картину рисовать, епископ Тангбрандур — персонаж, в общем-то комичный, Эмбла сойдет для придания фильму скандинавского духа, а Аскур, теряющий меч в бою и неловко отпрыгивающий от ударов противника, вообще отстал от происходящего, как велосипед от паровоза.

Съемки и природа, очевидно, были красивы, но к сожалению, моя копия не позволила все это рассмотреть. Музыка всякая. От народных хлопаний в ладоши до скрипочек. Главная тема вполне соответствует духу фильма. В ней сквозит такая легкая ирония на историческом фоне. Хорошая тема.

Сценарий непредсказуем в том смысле, в котором непредсказуем душевнобольной. Никто не знает, какую штуку он выкинет через пять минут. Но главное: во всем этом слышится сильный язвенный привкус, приправленный соленой горечью. «Это что такое?» — говорит Олаф Тригвассон викингу — «Крест? Или молот Тора? Или и то и другое — как придется?»

Ну и конечно это: «Каждый будет обязан принять христианство, но верить в душе в богов предков не возбраняется». Плюс куча прикольных диалогов, особенно, когда епископ наставляет Аскура на подвиги.

Некоторые сцены вы вообще не найдете ни в каком псевдоисторическом барахле. У людей, населяющих фильм, психология какая-то странная. Старинная — пожалуй, будет лучшее слово.

Итого, я вообще не знаю, что делать с этим фильмом. Он очень странный. Его постоянно трясет и колбасит с неимоверной силой. Актеры могут выкинуть что угодно. Главный герой — тормоз несусветный. Сюжет ехидный, но инфантильный. Да и вообще, кому охота, когда копаются в его самом святом: личной вере, та, которая не официально, а в предках, в генах, в душе? Можно посмотреть. А можно и нет. Одно точно: Храфн Гуннлаугссон — режиссер далеко не однозначный. Поэтому, наверное, посмотреть все же стоит.

Послушайте фрагмент музыкальной темы

Рекомендую: Гарри Гаррисон и Том Шиппи «Молот и крест»

Коротко: Чудной исторический фильм про отношение к религии
Оценка: Не подлежит

Написано Дмитрием Литвиненко 30 июля 2002 года
<anti@fridas.ru>

Смотрите кино.

Кадры из фильма

кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма


кадр из фильма



Подняться наверх.