Рецензия на фильм
Знаете какой самый жестокий кадр во всей кинематографической истории? Неа, не кровавый прилив в «Спасении рядового Райана» и даже не снесенная мальчишеская голова в «Забавных играх». Вся эта современная натуралистическая переводиловка красных жидкостей и гроша ломаного не стоит по сравнении со спецэффектом, который Луис Бунюэль воплотил семьдесят с гаком лет тому назад в черно-белом (естественно) изображении и без единого (конечно же) звука.
Увидев как степенно и невозмутимо Бунюэль натачивает опасную бритву, а затем естественно и правдоподобно разрезает женщине глаз прямо пополам, зрители двадцатых годов вскакивали с мест (если могли) и кидались рвать экран, а режиссер отстреливался от них камнями.
Момент можно уловить, если посадить рядом с собой девушку средней степени впечатлительности, наобещав ей черно-белой немой романтики, а потом запустить «Пса». Через две минуты не забудьте вынуть затычки из ушей и отпоить валиумом соседскую бабушку, которую зацепил мегадецибельный женский вопль.
Но это ведь только начало
* * *
О чем же, собственно, речь? Итак, вы когда-нибудь слышали о Сальвадоре Дали? Ну да, тот самый великий сюрреалист, которого в школе проходят, потому что жена русская. А картины видели?
Нет, ну я, конечно, понимаю, что сегодня каждый вшивый дизайнер за два клика сминает любое изображение фотошопом в трехвитковые кренделя. Но КАК надо было думать, чтобы рисовать ТАКИЕ картины в начале двадцатого века???
Не знаете? Посмотрите Пса хотя бы ради этого. Дали писал сценарий на пару с Бунюэлем. Впрочем, сценарием это назвать сложно. Там не то, чтобы нет рационального смысла. Там ВООБЩЕ нет рационального смысла. Ну ни капельки.
Все действо представляет собой набор эпизодов, либо имеющих какое-то значение, либо вообще нет. Эпизоды связываются между собой некими общими предметами. Это все, за что мозгу хоть как-то можно уцепиться. Ну и как, собственно, в таких условиях прикажете описывать сюжет?
* * *
Фильм смотреть однозначно стоит. Не пересматривать, а смотреть один раз. После такого чувствуешь себя закоренелым синеманом, который прикоснулся не к какой-то там сопливой немой мелодраме с пучеглазыми актрисами, а действительно самому неординарному фильму, возрастом старше большинства живущих на этой земле.
И еще надо смотреть из-за спецэффектов.
И вовсе не смешно.
Про эпизод с глазом, наверное, до сих пор в учебниках пишут. Комбинированные съемки и сейчас бывают похуже, а тогда, наверное, просто шокировали. Говорят, что это самый революционно смелый фильм прошлого века, и я этому верю. Хлещущий сюрреализм каждого кадра, что сделали Бунюэль с Дали, теперь можно только повторять. В этом и есть огромное значение фильма.
А если уж вы разбираетесь в смысле картин Дали (где я, например, ни в зуб ногой), тогда это вообще должен быть для вас шедевр, потому что каждая сцена пропитана символикой.
Достаньте кассету: наверняка у каких-либо знакомых, или в арт-хаузных клубах города она найдется.
Коротко: Нетленка Оценка: Не подлежит
Написано Дмитрием Литвиненко
14 апреля 2002 года
<anti@fridas.ru>
Смотрите кино.
|